«Лучше гор могут быть только горы», — утверждал Высоцкий, и все альпинисты воспринимают эту фразу как аксиому. С этим склонны согласиться даже тепличные растения вроде культурных обозревателей KazanFirst, которые видели вершины Эльбруса только из окна самолёта или на фотографиях. Круто всё-таки, когда есть талантливые люди, способные не только подняться на горные пики, но и привезти оттуда потрясающие снимки.
Один из таких фотографов — Александр Сафронов, выставка которого открылась в «Штабе» в рамках проекта об экстремальных видах спорта «5642. Набирая высоту». Вместе с командой XGuide он совершил восхождение на Эльбрус, покорив самую высокую точку Европы. И сделал серию фотографий, которые по красоте могут соперничать с избранными полотнами Рериха. В интервью KazanFirst Александр рассказал о своих любимых горных вершинах, об особенностях съёмки на высоте свыше 4000 метров и о том, как превратить любимое дело в профессию.
— Откуда такая любовь к горным вершинам?
— Я родом из Казахстана, из города Алматы. Он расположен возле гор, поэтому всё моё детство прошло в горах. Как только появлялось свободное время, я шёл в поход, на восхождение. Закончил школу горного туризма, даже стал инструктором. Потом начал заниматься альпинизмом, получать разряды и дошёл до молодёжной сборной Казахстана.
Когда мне исполнилось 18 лет, появилась возможность путешествовать. Следующие 10 лет я провёл в путешествиях. В основном, по Юго-Восточной Азии. Жил в Таиланде и выбирался в соседние страны: Лаос, Бирма, Вьетнам, Малайзия. А затем я встретил свою любовь. Девушка оказалась из Казани, и мы, попутешествовав вместе, решили переехать сюда.
— Не жизнь, а сказка. А когда в ней появилась фотография?
— Ещё в Казахстане. Мне хотелось запечатлеть те моменты, которые я видел. Как правило, люди сидят в городе возле компьютеров и не видят этой красоты. Поэтому я начал брать с собой фотоаппарат и выкладывать снимки в соцсетях. При этом я до сих работаю над качеством своих фото, над нюансами съёмки. Чтобы постоянно были рост и развитие.
— Как вам удаётся снимать такие шедевры на морозе, на высоте несколько тысяч метров?
— Думаю, это всё чудеса техники. Зеркальный фотоаппарат на восхождениях незаменим. Кроме того, я болею фотографией, я ей живу. Камера со мной всегда, а если я по какой-то причине её не взял, но вижу идеальный кадр, то обязательно сниму на телефон.
— Неужели не страшно восходить на такие вершины с фотоаппаратом наперевес?
— С двумя! Мне нужно было выбирать разное фокусное расстояние. А если менять объективы в плохую погоду, есть большая вероятность, что на матрицу попадёт снег или пыль. Поэтому на Эльбрус я шёл с рюкзаком за спиной весом 30-35 килограммов и двумя камерами, которые не помещались в рюкзак. Но игра стоила свеч.
— Вы же каждый раз рискуете жизнью. Из любого восхождения можно не вернуться. Что заставляет вас столько лет брать горы штурмом?
— Это очень интересно! Ты идёшь к вершине шаг за шагом, ставишь перед собой цель, тренируешься, готовишься. И, наконец, достигаешь её.
— Не надоедает?
— Как это может надоесть? Если не ставишь себе цели, начинаешь деградировать. Кроме того, когда ты попадаешь в горы, ты в них влюбляешься. И эта любовь со мной с детства и на протяжении всей жизни. И в отпуск я всегда поеду в горы, а не на море.
— Какие горы самые любимые?
— Наверно, родные (город Алматы расположен у подножья гор Заилийского Алатау — самого северного хребта Тянь-Шаня — KazanFirst). И, конечно, Гималаи.
— Не хотите покорить Кайлас, до вершины которого ещё никто не доходил?
— Нет. Это священная гора, туда не хочется подниматься. Она не жалует альпинистов. И я считаю, что нужно уважать религию тех людей, которые несколько тысяч лет живут у её подножья.
— Эльбрус, говорят, напротив — не самый сложный горный пик. Это так?
— Я считаю, что на Эльбрус может зайти человек практически любого возраста, если нет медицинских противопоказаний. Главное — желание и стремление к вершине. Сложности могут возникнуть, если испортится погода. На его склонах очень много трещин. Портится погода — пропадает видимость. И тут уже очень легко сойти с маршрута и упасть. Кроме того, нельзя пренебрегать акклиматизацией. Человек, достигая высоты свыше 3000 метров, может пострадать от горной болезни. Становится плохо: головные боли, рвота, тошнота, потеря сознания, дезориентация в пространстве. От недостатка кислорода ты не можешь принять решение, вверх двигаться или вниз. Чтобы это предотвратить, нужно совершить акклиматизационное восхождение на менее опасную вершину. Набрать нужную высоту, спуститься, переночевать, а потом несколько дней постепенно готовиться к штурму самой высокой точки Европы.
— Ваши фотографии с Эльбруса безумно похожи на картины Рериха. Вы специально добивались такого эффекта или просто удачно совпало?
— Есть такое понятие, как «режимное время съёмки». То есть, фотографировать горы лучше на рассвете или на закате. Тогда в кадре будет больше объёма, появится настроение. Потому и световая гамма получается соответствующая. Как у Рериха.
— Не хочется спускаться с небес на землю, но не могу не спросить. Чем вы зарабатываете на жизнь, если всё время в разъездах? Вы же явно не в офисе сидите в свободное от восхождений время.
— Да, в офис я уже лет 10 не хожу. Раньше занимался туризмом, работал гидом в разных городах и странах. В том числе, инструктором горного туризма. Cовершенствовал свои навыки в фотографии. Сейчас занимаюсь коммерческой съёмкой, которая помогает кормить семью. Это свадьбы, репортажные съёмки, проекты для журналов.
Но мой основной профиль — travel-фотография, которая подразумевает не только съёмки в горах, но и съёмки путешествий. Там всё вместе: и портреты, и пейзажи, и репортажи. Мои работы публиковались в журналах National Geographic и Geo, в Москве и по всей стране проходили крупные выставки, отдельные фотографии участвовали в экспозициях в Германии, Казахстане, Турции и других странах. Я пытаюсь донести до людей красоту этого мира.
— Что бы вы посоветовали людям, которые мечтают жить так же?
— Нужно сделать первый шаг. Любой! Уволиться с работы, что-то кардинально поменять. Главное — действовать. А дальше уже зависит от того, чем человек занимается. Если ты фотограф, можно искать лазейки, где ты можешь быть востребован. Когда я работал гидом и надоело быть привязанным к одному месту, я поехал путешествовать. Параллельно связался с крупными журналами в Малайзии, начал снимать для них репортажи. На тот момент мы уже ездили вдвоём с девушкой. Она писала статьи об этом месте, я делал фотографии, и получался готовый продукт, который с радостью брали все издания. Помимо этого мы договаривались с туристическими компаниями и снимали для них каталоги. Они нас нанимали, оплачивали нам расходы и проживание в регионе, а мы ездили по миру за их счёт и занимались любимым делом. Снимали каталог, выдавали информацию, ехали дальше. Так что, денег было вполне достаточно.
— Получается, нужно просто не побояться и написать: «Ребят, вам нужен фотограф?»
— Скорее: «Вам НУЖЕН фотограф. Мы готовы предоставить…»? — и далее всё то, что вы можете предложить. Обычно спрос на это высокий.
Ольга Гоголадзе — Казань
Фото: Олег Тихонов