Полет на ковре-самолете: в Москве прошла премьера оперы Нино Рота

Our Score
Click to rate this post!
[Total: 0 Average: 0]
Артем Сафронов в роли Аладдина
Артем Сафронов в роли Аладдина

Главную роль в постановке театра им. Станиславского и Немировича-Данченко «Волшебная лампа Аладдина» исполнил Артем Сафронов.

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко поставили оперу Нино Рота «Волшебная лампа Аладдина». Спектакль предназначен разновозрастной аудитории – у нас интенсивно осваивают популярный в Европе формат спектаклей для семейного просмотра. Взрослую часть публики, естественно, интригует имя композитора: автор саундтреков к фильмам Феллини, Дзеффирелли, Висконти, Копполы и даже Сергея Бондарчука принадлежит к весьма узкой группе культовых кинокомпозиторов, известных во всем мире. Ну а дети погрузятся в самый что-ни на есть волшебный и прекрасный мир сказок «1001 ночи».

Режиссер Людмила Налетова, художники Семен Пастух (сценография) и Галина Соловьева (костюмы) дали волю своей фантазии. Мир восточных сказок, чудесных превращений, магических заклинаний, волшебных предметов да еще на фоне остроумно стилизованных картин южной природы и заколдованных пещер, получился ярким, сверкающим, мерцающим и необыкновенно красивым. Главные герои в исполнении молодых артистов Артема Сафронова (Аладдин) и Дарья Терехова (царевна Бадр-аль-Будур) наделены юмором и самоиронией, что  придает  древней легенде современное звучание. Но при этом авторы спектакля не спекулируют на «актуальности» — спектакль театра Станиславского и Немировича-Данченко —  чистой воды сказка со всеми ее сюжетными несуразностями, немотивированным поведением героев, условностью ситуаций и произвольностью событий. У всех персонажей не только своя вокальная линия, но и пластическая. Хореограф Альберт Альбертс придумал каждому индивидуальный пластический рисунок: кокетливо-эротический у Будур, пафосно-драматический у Матери Аладдина (Наталья Зимина), задиристый у Аладдина, устрашающий у колдуна Магреббина (Денис Макаров). Но самым впечатляющим получился Джин кольца – Дмитрий Кондратков. Ему придали образ синего бога и наделили пластикой классического индийского танца.

В спектакле очень органично использована видеопроекция: страшненький, подозрительно похожий на Голема Джинн лампы появляется в анимационном воплощении, но даже в виде кинопроекции немного пугает самых маленьких зрителей. Зато незатейливая, казалось бы, картинка с летящим ковром самолетом вызывает полный восторг всего зала, что лишний раз доказывает: нам много-то для счастья не надо, пусть будет просто, но волшебно. Волшебность в немалой степени обеспечивается эффектными световыми решениями признанного мастера  Дамира Исмагилова. Настоящим украшением спектакля стало участие в нем маленьких артистов детской труппы. Вернее, украшениями: наряженные алмазами, рубинами и сапфирами с головными уборами в виде разноцветных кристаллов детки  трогательно изображают россыпь драгоценных камней.

А вот музыка Нино Рота, как бы это сказать, не бросив камень (даже драгоценный) в огород величайшего кинокомпозитора прошлого века… Она – забавная. Написанная в 1965 году, партитура вполне могла бы быть создана лет за 80 до того. Так и представляешь, как сидит синьор Рота в компании с нашими Мусоргским и Римским-Корсаковым и запоминает: вокальная строчка должна быть речитативно-мелодичной, колдовство изображается увеличенным трезвучием, восток – увеличенными секундами и хроматизмом, а чудеса – красочными мажоро-минорными гармониями. Иногда сходство с русскими классиками столь разительно, что прямо гордишься тем, как отечественная музыкальная культура обогатила европейскую. Порой композитор сворачивает с русской темы и вдруг выдает что-то из пуччиниевских поздних опер – вроде «Турандот». Но это и правильно: в конце концов, как итальянский композитор он просто обязан был продолжить национальную оперную традицию. Тем более в жестких условиях наступления авангарда, который в 60-е годы буйствовал по всей Европе. Так что в известном смысле Нино Рота со своей тональной музыкой был истинным борцом за незамутненность традиции. Оркестр под управлением Вячслава Волича эту традиционность подчеркивает: динамические контрасты, тембровые переклички, певучесть струнных – все очень красиво. И все же досадно, что композитор совершенно не использует в этой опере приемов, языковых, стилистических и жанровых находок, которые сделали его киномузыку истинными шедеврами. Увы, как многие, он попался в сети двойных стандартов, заставлявших гениев стесняться своего киноимиджа и писать академическую музыку иначе, чем саундтреки. Но – как есть, так есть. Нино Рота давно покинул этот мир. И опера, которую он оставил, даже при всей ее стилистической банальности, безусловно нужна современному зрителю. Особенно маленькому.

Екатерина Кретова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.