Поликарп Гаврилович Сафронов — главный строитель Верхнеуральского уезда

Our Score
Click to rate this post!
[Total: 1 Average: 5]
Семья Сафроновых
Семья Сафроновых

В 2010 году много общественного внимания было привлечено к теме челябинского органа в Александро-Невской церкви. На сайте общественного движения за возрождение храма Александра Невского (www.hramnevsky.ru) указано: «…Считается, что в храме был установлен один из самых красивых иконостасов. Говорят, что таких творений в мире было всего три: в Александро-Невской лавре, во Владимирском соборе в Киеве (росписи выполнены под руководством В. Васнецова) и в Челябинске. Иконостас с резьбой и позолотой был выполнен верхнеуральской мастерской П. Сафронова. Главный иконостас четырехярусный с 25 иконами, в левом пределе — одноярусный с четырьмя иконами, правый – с пятью…» В Верхнеуральске со старых времен известна фамилия подрядчика-строителя Поликарпа Гавриловича Сафронова. Именно он строил гогинскую мельницу, реальное училище, знаменитую верхнеуральскую тюрьму и много других зданий, которые сейчас являются памятниками архитектуры и истории. Но известно о нем было не так уж много. Этот материал расширяет наши знания о самобытном мастере и его родных.

Крестьянского роду

Основателем династии Сафроновых является крестьянин Авзяно-Петровского завода Верхнеуральского уезда Гаврила Спиридонович Сафронов, который занимался сезонным извозом руды на завод. Получая за каждый пуд по 5-7 копеек, что было серьезным подспорьем крестьянской семье. Еще в молодости Гаврила освоил кузнечное дело, соорудил себе небольшую кузню, и имел с нее дополнительный приработок. Интересно, что молотобойцем у него была жена Мария. Своим трудом семье Сафроновых удалось скопить деньги на приобретение четырех пар лошадей, которых также использовали для извоза руды. Со временем завод хирел, и Сафроновы в самом начале ХХ века переезжают в уездный Верхнеуральск.

Гаврила Спиридонович и его жена Мария в дела сыновей не встревали, и не хотели от них зависеть. Построили себе избенку на просторной усадьбе сыновей. В Верхнеуральске Гаврила Спиридонович продолжал заниматься извозом, возил лес. С годами он продал лошадей и занялся стариковским делом — плел лапти. Его знакомый рассказывал: « Крепкий, жилистый был старик (1917 год), несмотря на свои 70 лет, шутя, возьмет лошадь за бабки передних ног и поднимет ее, не тужась. Сидит, бывало, возле своей избушки и лапти плетет. Быстро и ладно плел, как игрушки, на разный фасон. Изготовит пар десять-пятнадцать и на базар. Распродаст и непременно заглянет в кабак. Идет домой навеселе, песни мурлыкает. Любил старик выпить, но у сыновей никогда денег не просил и не брал. Жену Марию, уважал и никогда пальцем не трогал. Разворчится иногда во хмелю, так она его под руки и ласково на постель. Крутиться начнет-попридержит. Словом – молотобоец. Сыновья обижались на отца, просили прекратить заниматься лаптями, увещевали: «Перестань, отец чудить! Перед людьми стыдно! Разве мы бедные, вашу с матерью старость не обеспечим?» Отец только хмурился и отмахивался: «Занимайтесь своей работой, а за меня неча стыдиться, я не ворую и не граблю. Живу своими руками – Слава Богу! Недостанет силов, тогда уж не оставьте нас!»

Жизнь Гаврила Спиридоновича закончилась трагически. В декабре 1917 года власти, опасаясь эксцессов, приняли решение об уничтожении спирта и вина на складах. Это решение не осталось втайне. Спирт был слит в Урал. Для этого были прорыты траншеи от емкостей, и спирт ручьем побежал в реку. Охрана не смогла сдержать людей. К этому источнику ехали со всех окрестностей с ведрами, с бочками. Набирали емкости и «набирались» сами. На этой платформе объединились все — и пролетарии, и буржуи. Народ перепился, и в городе был беспорядок. Возник пожар. Сгорело 30 человек. В те дни был сильный мороз и снегопад. Опившихся и замерших на улицах подобрано около 20 человек. Гаврила Спиридонович несколько раз бегал за спиртом. Домашние нашли его почти у самых ворот дома — полузамершего и засыпанного снегом. Дома с трудом оттерли, оживили старика, но после обморожений, сожгла его гангрена. Умер глава рода Сафроновых в январе или феврале 1918 года. За ним вскоре ушла из жизни Мария-молотобоец, настоящая русская женщина сильная, добрая, прекрасной кротости и всепрощения.

Братья подрядчики Сафроновы

У Гаврилы Сафронова было два сына: старший Никита (1871 года рождения) стал столяром, мастером на все руки; а младший Поликарп тянулся к учебе. Он окончил церковно-приходскую школу, затем ремесленное, а позднее инженерное училища. В Верхнеуральске Сафроновы купили дом с большим, добротным сараем, который переделали в столярную мастерскую, позднее построили иконописную. В столярной главным был Никита, а в иконописной Поликарп. Но работали они вместе, поддерживая друг друга. Со временем руководство взял в свои руки грамотный младший брат. Для столярных работ набирались умельцы из местных, а вот для иконописи приглашались мастера из городов центральной России. Но думая о будущем, Поликарп Гаврилович стремился выращивать своих живописцев, отправил племянника Ивана, сына Никиты, на учебу в художественную школу. В газете «Верхнеуральский листок» от 11.04.1907 г. было напечатано объявление: «Сим довожу до сведения жителей города Верхнеуральска и окрестностей, что вновь открытое иконописное заведение в городе Верхнеуральске на ярмарочной площади П.Г.Сафронова принимает заказы: на иконостасы, киоты всех стилей новейших образцов с лучшей художественной живописью, по самым умеренным ценам». Поликарп Гаврилович обладал энергией, предприимчивостью, начав со столярных и иконописных работ, продолжил брать подряды и строить здания и мосты, церкви и мельницы. В Верхнеуральске им построен клуб «Люкс», Гогинская мельница, реальное училище, тюрьма,и много других зданий, в станице Магнитной церковь во имя Святой Троицы, в Кизильской мост через реку Худолаз, иконостас церкви Александра Невского (органный зал) в Челябинске. Он разведал месторождение глины и построил кирпичный завод производством 450 тысяч штук в год. В 1908 году в Ростове-на-Дону на 12 Всероссийской сельскохозяйственно — промышленной выставке Поликарп Сафронов за представленные работы был награжден дипломом и большой серебряной медалью «За изящную резьбу, художественно исполненную». К 1911 году Сафроновы окончательно утвердились в уезде. Поликарп Гаврилович строит в Верхнеуральске на улице Николаевской (сейчас Ленина) добротные дома, которые сохранились до настоящего времени.

Занимался П.Г.Сафронов и золотодобычей, у него был оформлен прииск, образован в 1913 году хутор. В настоящее время на его месте расположен поселок Сафроновский. Согласно Адрес-календарю, в 1912 году П.Г.Сафронов еще являлся страховым агентом общества «Якорь». В 1915 году Поликарп Гаврилович имел застрахованного имущества на сумму 7270 рублей. Хоть и дружны были братья, но имели разные характеры, и судьбы их сложились по-разному. Старший брат Никита смирился с ролью приказчика, был грубым, властным подчас жестоким. Часто пил, буйствовал. Во время боев на горе Извоз в июле 1918 года Никита Гаврилович возил на подводах раненых белых солдат и офицеров. Перенервничал, простыл, брюшной тиф, мучился страшно. Видимо, не выдержал страданий, бросился с крыши — расшибся насмерть. Поликарп Гаврилович — прямая противоположность брату: образованный, требовательный, вежливый , спокойный, выдержанный, непьющий и некурящий, заботливый отец. Начиная со второго десятилетия ХХ века, авторитет П.Г.Сафронова поднимается. Он становится не только надежным подрядчиком, но и общественным деятелем, участвует во всевозможных комиссиях и актах милосердия и пожертвованиях. Революционные события 1917 года втягивают в политическую деятельность. На выборах 29.06.1917 его вновь избирают в Городскую думу, члены которой избирают на пост председателя Верхнеуральского Городского Гражданского комитета. В конце ноября 1917 года Сафронов подписал воззвание к населению с призывом: «Не слушайте голоса предателя России и свободы – Ленина и его единомышленников». В мае 1918 года Поликарп Сафронов, как контрреволюционер, был посажен в Верхнеуральскую тюрьму. В народе осталось выражение: «Сам строил и сам в нее сел». Его жена Федосья Васильевна (дочь Косарева – приказчика Сафронова) обратилась за помощью к рабочим, которые помнили много добрых дел за ним. Вот, якобы, «по настоянию рабочих мастерских и приисков» он был освобожден 14.06.1918. В двадцатых числах 1919 года многие именитые горожане эвакуировались с уходящими частями белой армии. На двух пролетках уезжала и семья Поликарпа Гавриловича. Основные ценности и золото пришлось оставить на сохранение у тестя Василия Косарева. Интересно, что в начале 30-х годов Федосья Васильевна приезжала в Верхнеуральск за оставленными ценностями. Но отец заявил, что они отобраны красными. Эвакуируясь, Сафроновы доехали до железнодорожной станции продали скарб и лошадей, и подались куда- то в центральную Россию. В Верхнеуральском музее есть фото семьи 1928 года из Сызрани. У Поликарпа Гавриловича была дочь Александра и сын Аркадий, который стал медиком в Воронеже. Многие построенные в Верхнеуральске Сафроновыми здания сохранились, и, в настоящее время, являются памятниками архитектуры и истории.

Три поколения Магнитостроевцев

У Никиты Гавриловича Сафронова старшие сыновья Иван и Федор — работали в обоих мастерских отца и дяди наравне с наемными работниками. Иван Никитич стал профессиональным художником, а Федор Никитич стал прекрасным столяром-краснодеревщиком. В 1929 году 32 летний Федор Сафронов с семьей едет на Магнитострой.

В 1930 году в Магнитогорске создается первое фабрично-заводское училище. Воспитывать новое поколение строителей, и был направлен Федор Никитич. В советское время Федор вынужден был скрывать свое происхождение. Так в 1949 году в газете «Магнитогорский рабочий» в большой статье, вышедшей к Дню Сталинской Конституции, и посвященной дружной советской семье Сафроновых, говорилось, что во времена самодержавия Федор с 11 лет вынужден был пойти «в люди», работать по14 часов за кусок хлеба у верхнеуральских богатеев Лаврухина и Гладышева. У него было 6 детей, четверо из них стали строителями. Но, пожалуй, больше других семью Сафроновых прославил второй сын Федора Никитича — Николай. Николай Федорович родился в 1924 году в Верхнеуральске, участник ВОВ, в 1943 при форсировании Днепра был тяжело ранен. Был демобилизован по инвалидности. Окончил институт, и с 1949 года начал работать в тресте «Магнитострой». Прошел путь от мастера до управляющего трестом, который возглавлял с 1967 по 1973. В 1973-1985 Н.Ф.Сафронов возглавлял главк «Южуралстрой». Руководимые им трест и главк признавались одними из лучших в стране, были построены важнейшие промышленные и гражданские объекты в Магнитогорске, Челябинской области, стране. Домны, мартены, прокатные станы, аглофабрики, ТЭЦ, жилые дома, детские сады, дворцы, стадионы — строил.
Николай Федорович был очень принципиальным в вопросах выполнения производственных планов. Строго спрашивал с руководителей результаты работы. В нем гармонично уживались строгий, порой даже жесткий руководитель и внимательный добрый и необычайно чуткий и заботливый человек. Н.Ф.Сафронов был не только крупным государственного масштаба руководителем-производственником, но и ученым и педагогом, общественным деятелем. Им написано 28 научных работ, он читал лекции студентам МГМИ, был депутатом Верховного Совета РСФСР, делегатом трех партийных съездов, в 1970 ему присвоено звание «Заслуженный строитель РСФСР», а в 1971 году «Герой Социалистического труда», становился дважды лауреатом премии Совета Министров СССР, кавалер 6 орденов и 15 медалей. В Магнитогорске и Челябинске ему установлены мемориальные доски.

По стопам знаменитого отца пошел сын Игорь Николаевич Сафронов. Отслужив 4 года на подводной лодке, получил высшее образование, поступил на работу в трест «Магнитострой»: мастер, прораб, начальник строительного управления, главный технолог по строительству. Вместе с ним отработала в тресте и жена Валентина Георгиевна, а в настоящее время в строительной фирме работает одна из двух дочерей.

О домах Сафронова

В Верхнеуральске существует противоречивая информация о том, в каком доме жил главный подрядчик уезда. Указывается здание, расположенное по улице Ленина (бывшая ул. Николаевская) №31, где в настоящее время находится детская библиотека. А жильцы соседнего дома — № 33А настаивают, что Сафронов жил в их доме. Имеющиеся сведения позволяют прийти к такому выводу. Здание клуба «Люкс» (бывший Дом культуры, в настоящее время не сохранился) и здание нынешней детской библиотеки построено в одно время и в одном архитектурном стиле. По данным В.П.Баканова и по воспоминаниям печатника И.М.Шубина в городе был кинотеатр, которым владел П.Г.Сафронов. Скорее всего, это и есть клуб «Люкс». Здание рядом с ним, скорее напоминает не жилое, а общественное. Это, скорее всего мастерская Сафроновых. А знаменитая камера в подвале нынешней детской библиотеки, — это, похоже, складское помещение, где хранились иконы, киоты и другая дорогая продукция. А вот дом № 33А , действительно подходит под жилой дом Поликарпа Гавриловича Сафронова. Могу сделать предположение, что маленький деревянный дом под № 33 между этими зданиями, это как раз может быть домом основателя династии Гаврилы Спиридоновича Сафронова.

Заключение

Вот такая славная династия Сафроновых: от заводского крестьянина, извозчика и кузнеца до выдающегося руководителя крупнейшего строительного комплекса страны. Судьба этой семьи — это судьба нашей родины, с ее взлетами и падениями, радостями и горестями. Своим неустанным трудом они вписали свои имена в историю Урала, а построенные ими здания и сооружения украшают наши города и села. Спасибо строителям Сафроновым.

Источники:

  • Начало династии/ В.П.Баканов.- Библиотечка Магнитостроя.1992;
  • материалы семейного архива И.Н.Сафронова.

Александр ВЕРНИГОРОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.